|
|
Описывается программный продукт фирмы "Весь Учёт" (1С:Франчайзи, г. Москва) "Бухгалтерский учет в ТСЖ", в котором используется одна программа для ведения двух видов учета (осуществляемого бухгалтерией ТСЖ): бухгалтерского и учета технического обслуживания и коммунальных услуг. В настоящее время во многих городах России ведется интенсивное строительство жилых домов, гаражей, застройка садовых участков и поселков коттеджного типа. Часто собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом образуют товарищества собственников жилья. Аналогичным образом формируются жилищно-строительные кооперативы, гаражно-строительные кооперативы, садовые товарищества и другие товарищества собственников. Товарищество собственников принимает на себя функции по поддержанию объектов собственности в рабочем состоянии. Задачей товарищества является обеспечение собственников двумя группами услуг - услугами по техническому обслуживанию (ТО) объектов собственности и коммунальными услугами. Оплата этих услуг производится собственниками и арендаторами, которые вносят целевые денежные средства в фонд товарищества. Бухгалтерия товарищества занимается составлением смет, определением тарифов ТО, ведет учет затрат на ТО, распределяет стоимость ТО по собственникам и арендаторам, рассчитывает стоимость коммунальных услуг по действующей методике расчета с учетом льгот и субсидий и оформляет извещения о начислениях. Также бухгалтерия выполняет часть функций паспортного стола. Кроме вышеперечисленных специфических функций бухгалтерия также должна выполнять традиционные функции организации и ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, подготовки и сдачи регламентированных форм отчетности и решать другие задачи. Как показывает практика, все функции бухгалтерии в товариществе выполняет один бухгалтер. В этих условиях ведение учета без использования средств автоматизации становится затруднительным. Существующие программные продукты, как правило, позволяют автоматизировать или ведение бухгалтерского учета или решение специфических задач товарищества собственников. В результате бухгалтеру приходится работать с двумя программами. Одна программа применяется для ведения бухгалтерского учета, другая – для ведения учета ТО и коммунальных услуг и это создает для бухгалтера дополнительные трудности. Для ведения в полном объеме бухгалтерского учета, а также учета ТО и коммунальных услуг в товариществах собственников жилья наша компания разработала программный продукт «Бухгалтерский учет в ТСЖ». Данный программный продукт является конфигурацией системы программ «1С:Предприятие 7.7» и разработан на основе компоненты «Бухгалтерский учет». Использование одной программы для ведения двух видов учета позволяет исключить двойной ввод информации и в итоге сокращает время ее обработки, а также уменьшает количество ошибок. Кроме того, необходимость в приобретении двух программных продуктов теперь отсутствует, и это позволяет сэкономить средства собственников. Конфигурация имеет гибкую многоуровневую настройку и легко адаптируется к конкретным условиям ведения учета. Реализованная схема учета охватывает все участки ведения учета в товариществе собственников - расчет и начисление платежей, оформление платежных извещений, оплата услуг потребителями и оплата услуг поставщикам, сбор и распределение затрат, отнесение затрат на счет целевого финансирования и анализ взаиморасчетов с потребителями и поставщиками. В результате использования программы учет поступления и расходования средств собственников становятся полностью прозрачны. Расчет и начисление платежей В конфигурации предусмотрено хранение справочной информации о жилом фонде, лицевых счетах, жильцах, льготных категориях, целевых назначениях средств и услугах. Гибкость настройки обусловлена тем, что для каждого лицевого счета можно задать различные виды услуг. При этом для каждой услуги можно определить несколько видов тарифов и указать схему расчета. Предусмотрено ведение расчета на основании показаний, как индивидуальных счетчиков, так и автоматически распределенных показаний коллективных счетчиков. При расчете платежей по выбранной схеме используется информация из справочников. Расчет и начисление платежей по лицевым счетам в разрезе услуг за выбранный период выполняется автоматически с помощью документа «Начисление». Оформление платежных извещений На основании начислений в системе автоматически формируются платежные извещения. Они могут быть оформлены как для отдельно выбранного потребителя услуг, так и для группы потребителей - в пакетном режиме. Извещение может быть оформлено для оплаты одной или нескольких услуг, за один или несколько периодов. Печатная форма извещения соответствует стандартной. Реализована печать извещений в пакетном режиме. Оплата услуг потребителями Поступления целевых средств на расчетный счет предприятия от потребителя услуг оформляются с использованием документа «Выписка» отдельными строками для каждого платежного извещения от каждого потребителя услуг. Поступившие средства автоматически распределяются в соответствие с начислениями. В результате по кредиту счета 76 обобщается информация о поступивших платежах в разрезе лицевых счетов, услуг и периодов. Сбор и распределение затрат Действующее законодательство разрешает использовать для учета затрат счет 20 «Основное производство» или счет 86. Выбранный счет учета затрат фиксируется в учетной политике товарищества. В течение месяца целевые затраты, финансируемые за счет потребителей услуг, обобщаются в дебете выбранного счета. Ввод затрат в систему производится с помощью документов «Услуги сторонних организаций», «Начисление зарплаты» и «Перемещение материалов». Учет затрат ведется в разрезе статей затрат, утвержденных в смете затрат. В связи с тем, что товарищество собственников может заниматься коммерческой деятельностью, вышеописанный алгоритм позволяет относить затраты не только на счет целевых поступлений (счет 86), но и на счет 90 «Продажи». Отнесение затрат на счет целевого финансирования Отнесение затрат на счет целевого финансирования выполняется автоматически на основании алгоритма распределения затрат, установленного в справочнике «Распределения счета 20». Для этого используется документ «Закрытие месяца», который формирует проводки, закрывающие счет 20 в дебет счета 86 или счета 90. Анализ взаиморасчетов с потребителями и поставщиками Для анализа взаиморасчетов в программе используются стандартные бухгалтерские отчеты - анализ счета, оборотная ведомость, шахматка и другие. Например, сформировав оборотно-сальдовую ведомость по счету взаиморасчетов с потребителями можно увидеть начисление, оплату и задолженность по каждому потребителю в разрезе оказанных услуг и периодов. Практически всю информацию о взаиморасчетах можно получить с использованием стандартных бухгалтерских отчетов типовой конфигурации. Тем не менее, предполагая, что с программой работают не только бухгалтеры, разработан ряд новых специализированных отчетов, детально отражающих состояние лицевых счетов. Дополнительные функции программы В программе автоматизирован ряд функций паспортного стола. Предусмотрен ряд отчетов, таких как «Копия финансового лицевого счета», «Выписка из домовой книги» и другие. Программа позволяет формировать различные списки, например, список льготников, список лицевых счетов и другие списки. Конфигурация «Бухгалтерский учет в ТСЖ» успешно внедрена и функционирует во многих ТСЖ г. Москвы и московской области. Для работы с конфигурацией «Бухгалтерский учет в ТСЖ» необходимо наличие компоненты «Бухгалтерский учет» системы программ «1С:Предприятие 7.7». Источник: «Финансовая газета», №12, 2004 г. Автор: Игнатова Е.А. |
|
|