| |
Информация, изложенная в
данной статье, поможет сделать правильный выбор программного обеспечения и
убедить собственников жилья внести пункт "Расходы на автоматизацию" в смету
затрат.
Товарищество собственников жилья создается для того, чтобы содержать дом в
порядке. Чтобы быть хорошими хозяевами своего жилья (хозяином в данном случае
является каждый собственник квартиры), собственники должны быть
предусмотрительными, информированными, экономными, все происходящее в доме
должно быть под их контролем. С таким набором требований никак не обойтись без
автоматизации процесса сбора, хранения, обработки и анализа информации о
состоянии дел, т.е. без программы для ведения учета в ТСЖ.
Выбор программы учёта
должен быть сделан по-хозяйски, поэтому необходимо: во-первых, понять, какие
особенности конкретного ТСЖ влияют на выбор программы; во-вторых, разобраться,
чем программы могут отличаться друг от друга. В этом и попытаемся разобраться.
Каждое ТСЖ имеет свои
особенности. К ним можно отнести разнообразие функций, выполняемых ТСЖ, и размер
самого ТСЖ.
Функции каждого ТСЖ могут
быть различны в силу того, что оно самостоятельно выбирает, как ему вести
деятельность: выполнять расчёт квартплаты самому или воспользоваться услугами
расчётного центра (управляющей компании); выполнять функции паспортного стола
или нет; вести расчёты через банк, либо через кассу и т.д.
Наличие тех или иных
функций накладывает определённые требования, а именно:
-
Специальная
подготовка персонала.
Если ТСЖ берет на себя функции расчёта квартплаты и льгот, требования к
сотрудникам повышаются: они должны уметь работать с большим объёмом данных,
быстро ориентироваться в программах учёта, понимать логику расчётов и многое
другое. Желательно, чтобы персонал был знаком с принципами работы выбираемой
программы.
-
Количество
автоматизированных рабочих мест. Чем больше функций и обслуживающего персонала в ТСЖ, тем больше
автоматизированных рабочих мест. Например, для выполнения функций
паспортного стола необходима паспортистка, компьютер и программа учёта для
паспортного стола. Для наличных расчётов с населением потребуется не только
компьютер и кассир, но и кассовый аппарат.
-
Наличие локальной
сети между компьютерами. Если работать с одной программой должны несколько сотрудников
одновременно, необходимо объединить компьютеры таких работников в локальную
сеть. Соответственно, и программа учёта должна поддерживать возможность
работы в локальной сети.
-
Требования к
функциональности программы.
Программный продукт должен
выполнять максимально возможное количество функций, необходимых ТСЖ.
Например, он может обеспечивать: расчёт квартплаты, расчёт льгот, печать
платёжных извещений, ввод оплаты с помощью сканера штрих кодов, печать
отчётов паспортного стола и т.д.
-
Наличие площади
для размещения рабочих мест. От количества функций будет зависеть и количество квадратных
метров площади, необходимых для размещения автоматизированных рабочих мест
для персонала, обеспечивающего функционирование ТСЖ.
Таким образом, делаем
вывод: чем больше функций берёт на себя ТСЖ, тем серьёзнее надо подойти к
автоматизации ведения учёта.
Вторым немаловажным
отличием одного ТСЖ от другого является размер ТСЖ, т.е. количество
обслуживаемых квартир. От количества обслуживаемых квартир будет зависеть:
-
Требования к
оборудованию.
Если в ТСЖ много квартир, может потребоваться дополнительное оборудование
для обработки большого количества информации. Это оборудование должно быть
совместимо с программным обеспечением. Вам могут понадобиться: принтер,
сканер штрих-кода, модем для выхода в Интернет, кассовый аппарат и т.д.
Приобретать это оборудование лучше после выбора программы для ведения учёта;
если оборудование уже есть, обязательно проконсультируйтесь с разработчиками
программного обеспечения на предмет выяснения достаточной мощности
имеющегося оборудования и возможности её наращения при необходимости.
-
Требования к
скорости обработки данных. От предполагаемого объёма информации зависит количество времени,
затраченного на обработку этой информации. Выбирая программу для ведения
учёта, уточните количество квартир, при котором она гарантированно будет
функционировать нормально.
-
Объём выделенных
средств на автоматизацию.
Перед покупкой программы определите возможное количество средств,
выделенных на автоматизацию (это зависит от количества жильцов в доме и от
их финансовых возможностей). При планировании затрат на автоматизацию
информируйте всех жильцов о необходимости покупки оборудования и
программного обеспечения для ведения учёта в ТСЖ. При этом желательно
подготовить несколько вариантов разных бюджетов, но не забывать, что
необдуманная экономия может привести к дополнительным затратам в будущем.
Как известно, скупой платит дважды!
В ходе подготовки предложений для жильцов обратитесь к различным
разработчикам программного обеспечения и узнайте стоимость предлагаемых
программ, параметры и цену необходимого оборудования, стоимость обучения
персонала, условия и стоимость послепродажного обслуживания и
консультационных услуг. Для грамотной оценки предложений разработчиков
программ надо учитывать характеристики программного обеспечения, о которых и
пойдет речь ниже.
На рынке представлено
многообразие различных программ для ведения учёта, начиная с таблиц Excel и
заканчивая сложными комплексными решениями. Каждому ТСЖ необходимо выбрать из
этого многообразия именно тот продукт, который соответствует его потребностям.
При этом немаловажно учитывать:
-
Функциональность
программы учёта.
Самая простая программа
ведения учета в ТСЖ - это таблицы Excel. В них можно задать формулы для
расчёта платежей жильцам, настроить печатные формы извещений, вести учёт
поступлений денежных средств. Ведение учёта в таблицах будет менее
трудоёмким только по сравнению с ведением учёта на бумаге, т.е. вообще без
компьютера.
На следующем уровне стоят специализированные программные средства для
расчёта квартплаты. В их функционал уже входят автоматический расчёт и
начисление платежей, печать отчётов, платёжных извещений. Среди этих
программ есть и такие, которые автоматизируют ведение паспортного стола,
позволяют вводить оплату с помощью сканера штрих-кода, имеют возможность
подключения кассового аппарата и многое другое. Ведение учёта в данных
программах поможет полностью контролировать всё происходящее: анализировать
задолженность, делать перерасчёты платежей, начислять льготы. Однако для
ведения бухгалтерского учёта придётся приобрести отдельную программу. К
плюсам раздельного ведения учёта можно отнести:
- для работы с программой не обязательно знать принципы
бухгалтерского учёта;
- программа имеет меньший объём данных и менее требовательна к
ресурсам компьютера.
Наконец, третий уровень в этой иерархии занимают программы, по своим
возможностям идентичные программам второго уровня, но позволяющие вести
бухгалтерский учёт и рассчитывать квартплату одновременно. Рассмотрим
преимущества, которые имеют такие программы по сравнению с программами
второго уровня:
- нет необходимости переносить информацию из одной программы в
другую (или дублировать ввод данных параллельно в двух программах);
- есть возможность отслеживать исполнение сметы - ведь учёт
доходов и расходов ведётся в одной программе;
- от бухгалтера не требуются дополнительные знания для работы в
двух программах;
- нет увеличения затрат на приобретение и дальнейшее
сопровождение двух программных продуктов.
Напомним также, что при выборе программы учёта необходимо предусмотреть
возможность подключения к ней дополнительного оборудования: кассового аппарата,
сканера штрих-кодов, принтера и т.д.
-
Возможность
доработки программы учёта.
При выборе программы выясните наличие специалистов (помимо
разработчиков программы), которые при необходимости смогут вносить изменения
в программу и сопровождать её в дальнейшем.Существует два вида программ:
включающие и не включающие в себя средства разработки. В программах первого
вида предусмотрен специальный режим, в котором можно производить изменение
алгоритмов работы программы, разрабатывать дополнительные отчёты и т.д.
Данная возможность позволяет не зависеть от разработчика и, при наличии
определённых знаний, вносить необходимые изменения в программу
самостоятельно. Для изменения или доработки программ второго вида придётся
обращаться только к разработчику данной программы.
-
Гибкость в
настройке программы учёта. Для удобства работы
программа должна быть универсальной. Например, количество коммунальных и
иных услуг, по которым можно вести учёт в программе, не должно быть
ограничено. Хорошо, если предусмотрена возможность настройки алгоритма
расчёта начислений по услугам, расчёта льгот и т.д.
-
Быстродействие
программы учёта. Современные
методы разработки программ позволяют обрабатывать большие объёмы данных за
короткое время. Скорость работы программы зависит не только от средств
разработки, но и от характеристик компьютера. Для сетевых программ
используется более мощный компьютер в качестве сервера (сервер - это главный
компьютер в локальной сети, на котором размещается база данных; все
остальные компьютеры по локальной сети получают доступ к информации,
находящейся в базе данных на сервере).
-
Удобство работы с
программой учёта. Каждая программа
имеет свою оригинальную оболочку, инструменты, позволяющие пользователю
осуществлять различные действия в программе: кнопочки, меню, переключатели,
документы, списки и т.д. Обратите внимание на интерфейс, то есть внешний вид
программы: он не должен быть перегружен различными картинками, шрифтами,
цветами, которые только отвлекают внимание. Обычно семейство программ одного
разработчика имеет одинаковые инструменты для работы (например, программы
фирмы 1С), и пользователю легко привыкнуть к ним.
-
Документированность программы учёта.
Пользователю, особенно в
самом начале, очень важно иметь под рукой инструкцию по работе с программой.
Инструкция не должна содержать только «сухое» перечисление функций
программы; желательно, чтобы рассматривалось пошаговое описание действий,
которое необходимы для выполнения каждой конкретной задачи, стоящей перед
бухгалтером ТСЖ. Немаловажно наличие в самой программе «всплывающих»
подсказок и справочной информации, которые помогут быстро ориентироваться
при работе.
-
Репутация
разработчика. При выборе
программного продукта обратите внимание на наличие у разработчика опыта
автоматизации именно организаций сферы ЖКХ. Хорошо ли он ориентируется в
предметной области? Сколько организаций работает с его программами, есть ли
отзывы? Сколько специалистов поддерживает программный продукт и какова их
квалификация? Выясните условия сопровождения программы - хороший знак, если
существует уже «наработанная» система послепродажного обслуживания. О
надёжности фирмы свидетельствует и наличие Интернет-сайта, а возможность
посмотреть демонстрационную версию или ролик программы убережёт от неудачной
покупки.
-
Послепродажное
обслуживание (сопровождение) программы учёта.
Перед тем как сделать окончательный выбор, убедитесь, что после покупки Вы
не останетесь с программой «один на один». В процессе работы у Вас могут
возникнуть вопросы по использованию возможностей программы, потребность в её
доработке или обучении персонала. Не верьте на слово, требуйте заключения
договора на абонентское обслуживание! В договоре должны быть подробно
указаны условия предоставления услуг по поддержке пользователей и обновлению
программы. Не стоит экономить на качественном и удобном сервисе
послепродажного обслуживания - такая экономия может свести на нет пользу от
приобретения программы.
-
Стоимость
программы учёта. Будьте благоразумны:
разработка программы ведения учёта в ТСЖ - это сложный и трудоёмкий процесс;
программа за 2 тысячи рублей - это обман и потраченные впустую не только
деньги, но и время. В среднем однопользовательская версия программы должна
стоить от 10 до 15 тысяч рублей. Покупать программу, конечно же, следует не
на рынке, а у специализированных организаций. Обратите внимание, чтобы в
комплект поставки входили инструкция, лицензионное соглашение, компакт-диск
с программой установки, а также средство защиты программы от незаконного
копирования.
Данная статья написана с
участием разработчиков программы «Весь Учёт: Бухгалтерский учёт в ТСЖ». При
написании статьи был учтён многолетний
опыт работы с ТСЖ и Управляющими компаниями. К написанию данной
статьи нас подтолкнули часто задаваемые покупателями вопросы: «Чем программа
«Весь Учёт: Бухгалтерский учёт в ТСЖ» отличается от других?», «Почему такая
стоимость программы?», «Как нам объяснить жильцам?» и т.д. Надеемся, прочитав
статью, будущий покупатель программы для ведения учёта в ТСЖ будет иметь
руководство к действию и, как полагается хорошему хозяину, сделает правильный
выбор.
Источник: журнал «Управление многоквартирным домом», №5, 2007 г.
Автор: Игнатова Е.А.
| |
|